- Об Управлении
- Историческая справка
- Дальнейшее развитие автомобильной магистрали
Летом Совнарком принял постановление о реконструкции автомобильной дороги Москва-Харьков-Симферополь- Ялта в период 1945–1950 годов. Очень пригодились довоенный план модернизации, трофейная техника («студебеккеры» и «форды» повышенной проходимости), а также труд вольно-наемных и военнопленных. В результате проезжая часть была расширена до семи метров, положен слой асфальта, деревянные сооружения заменены на бетонные и железобетонные.
Постепенно стал меняться и пейзаж вокруг дороги: началось масштабное благоустройство и оформление дороги новыми знаками, элементами малой архитектуры, зелеными насаждениями. Вдоль трассы выросли станции техобслуживания, бензоколонки, гостиницы. Реконструкция завершилась досрочно в 1949 году и была отмечена автопробегом колонны автобусов Москва-Симферополь-Москва. В 1950 году Управление автодороги Москва-Харьков было переведено в Орел, а с 1954 года передислоцировано на улицу Комсомольскую, д. 15. Последующие годы отмечены строительством радиальных автодорог. Одна из них построена в результате казуса. Так, по волюнтаристскому решению Н.С. Хрущева трасса Киев-Москва должна была непременно пройти через его родное село. В результате тяжелейшего строительства через возвышенности, овраги и балки, поля и болота родилась бетонная дорога Тросна-Лемеши (в настоящее время Тросна-Ка- линовка). Согласно государственному плану была построена новая дорога Курск-Воронеж. Эти дороги вошли в общее хозяйство Управления. По мере роста экономики страны и благосостояния граждан прежние параметры дороги перестали устраивать ее пользователей. Необходимо было думать о новой реконструкции, безопасности движения, коренном организационном преобразовании дорожного хозяйства. В 1969 году в составе Упрдора
(как коротко стали называть дорожники свое Управление) была образована Служба организации движения (СОД). Она выполняла функции сокращения интенсивности движения грузового транспорта путем попутной загрузки порожних автомобилей, а также организации безопасности дорожного движения и снижения аварийности совместно с органами ГАИ. С помощью СОД были построены станции технического обслуживания в городе Мценске Орловской области и в поселке Малахово Тульской области, здания автовокзалов в городах Плавске и Фатеже. СОД впервые в России внедрила горизонтальную разметку дороги, установила дополнительно пять с половиной тысяч дорожных знаков и информационных панно. Основным препятствием для интенсивного движения по магистралям являлись города и большие поселки, через которые проходила дорога. В них резко снижалась скорость движения, росла аварийность, нарушалась экология городов. Выход из положения – строительство объездных дорог. Так, в период 1961–1968 годов построены и введены в эксплуатацию обходы городов Подольска, Серпухова, Курска, а до 1984 года еще построены объездные Тулы, Щекино, Мценска, Орла, Белгорода. Работа эта не прекращалась и позже – Кромы, Обоянь, Фатеж. В 1972 году в Орле прошло Всесоюзное совещание по безопасности движения с представителями отраслевых министерств от всех республик СССР. Положительный опыт по организации безопасного дорожного движения Упрдора Москва-Харьков был взят на вооружение ГУ ГАИ СССР, к которому перешли функции организации движения.
В 1972 году началось строительство скоростной магистрали МКАД - Серпухов-Тула, а в 1976-м - обход Обояни Курской области. Несмотря на увеличение государственных ассигнований и пополнение дорожно-строительной техники, структура содержания дорог безнадежно устаревала. В связи с этим все ДЭУ были преобразованы в ДРСУ (дорожные ремонтно-строительные управления) и МРЭУ (мостовые ремонтно-эксплуатационные управления). Отныне на них возлагалось не только содержание дорог, но и строительство дополнительных полос на спусках и подъемах, расширение проезжей части до трех-четырех полос, а на МРЭУ – планово-предупредительный ремонт мостов и других сооружений. Укреплялась материальная база Управления: построены семь асфальтобетонных заводов, технологическая линия по переработке в щебень доменных шлаков в г. Енакиево мощностью 400 тысяч кубометров щебня в год, введены дополнительные мощности по производству гранитного щебня в поселке Несветай Полтавской области. Эти меры позволили подготовить автодорогу к Олимпиаде-80, так как именно по ней проходила эстафета олимпийского огня. В 1981 году для обеспечения безопасности дорожного движения, а также своевременной помощи пострадавшим при ДТП на сети подведомственных Управлению автодорог была введена в эксплуатацию технологическая связь, соединяющая усилия транспортников, Госавтоинспекции, медицинских и дорожных работников, что позволяло своевременно реагировать на дорожную обстановку.
Для своевременного обеспечения ремонтных работ создано УПТК (управление производственно-технической комплектации), в котором организовано пять железнодорожных «вертушек» для доставки гранитного и шлакового щебня из Украины. Для обеспечения всех производственных предприятий проектной документацией создано ПСБ – проектно-сметное бюро. К перестроечному периоду Упрдор подошел с хорошими показателями и выполнял все возложенные на него обязательства. Развал СССР подорвал экономику страны: рвались налаженные связи, прекращалось финансирование, рушились целые отрасли, создавались новые границы. А дорога должна была исполнять свои непосредственные функции. Правовой основой для создания нового механизма финансирования дорожного строительства стал принятый в 1991 году Закон «О дорожных фондах». Финансирование автодорог федеральной собственности, к которым относится Москва-Харьков, осуществлялось Федеральным дорожным фондом Российской Федерации. Кроме того, в 1994 году произошли преобразования в структуре всего автодорожного управления. Государственное предприятие «Управление автодороги Москва-Харьков» было реорганизовано: на базе аппарата управления создана Дирекция автодороги Москва-Харьков, а вместо структурных подразделений ДРСУ образованы государственные унитарные предприятия. Была принята президентская программа «Дороги России» на 1995–2000 годы, составной частью которой явилась подпрограмма «Модернизация автомобильной дороги Москва-Харьков». Она предусматривала доведение магистрали до международных стандартов: 13-метровой проезжей части, перестройки сооружений и самого полотна под растущие нагрузки и современные требования. В 1999 году дирекцию переименовали в Государственное учреждение «Управление автомобильной магистрали Москва-Харьков». Была также проведена реорганизация двенадцати ДРСУ в девять ФГУ ДЭП. Большую роль в реализации программы сыграли дорожные войска. С их помощью реконструировали северный подход к Туле, обход Тулы и Щекино, построили производственные базы в Щекино, Выползово, Кромах и Дерюгино. С 2004 года начался планомерный ремонт участка дороги, проходящей по Курской области.
В эти тяжелые переломные годы начальником ГУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Харьков» был назначен Сергей Любомирович Недялков. Окончив Ростовский инженерно-строительный институт, молодой специалист был распределен в Управление строительства № 1 Министерства автодорог РФ, строительные объекты которого на- ходились на трассах «Дон» и Москва- Харьков. Успешно поработав мастером строительного участка № 1, главным инженером ДРСУ № 2, а затем начальником ДРСУ № 10, приобретая трудовой опыт и уважение коллег, Сергей Любомирович был назначен начальником Управления дороги Москва-Харьков. Это произошло в 1999 году, когда страна переживала спад после катастрофического дефолта. Новому начальнику пришлось справляться с массой проблем, одна из которых – недооценка властью значения для России кратчайшей дороги на юг. Постоянное сокращение государственных ассигнований привело к накопившимся недоремонтам на «основном ходу». Радиальные дороги пришли в крайне неудовлетворительное состояние. Чтобы как-то изыскивать средства на нужды федеральных автодорог, Росавтодор утвердил регламент и временный порядок погашения задолженностей предприятий в Дорожный фонд. В Упрдоре этим стал заниматься специально созданный отдел ресурсов. В конце 90-х – начале 2000-х годов дорога Москва-Харьков работала на пределе своих возможностей, а Управление – в режиме жесточайшей экономии. Под руководством С.Л. Недялкова Упрдор сохранил ценные кадры, связи с подрядчиками, вместе с которыми умудрялся производить остро необходимые работы. В целях обеспечения безопасности движения (интенсивность его резко возросла) была проведена реконструкция отдельных участков дороги, построены дополнительные полосы на подъемах. Производилось это за счет средств, отпущенных на капитальный ремонт. В 2002–2003 годах наметился рост объемов ремонта дорог и мостов, а с 2005-го началось постепенное увеличение финансирования и сокращение недоремонта. Появился рынок подрядных и мостовых организаций, которым в долгосрочную аренду была передана новая техника. Стали осваиваться новые технологии и материалы. Все эти меры привели к повышению качества ремонта и строительства, продлению сроков службы дорожного покрытия, мостовых и других сооружений.
В 2008 году автодорога Москва- Харьков отпраздновала 150-летие, а Упрдор – 70 лет своей деятельности. Коллективы Управления и всех партнерских организаций, расположенных на пути следования, принимали заслуженные поздравления и награды. Управление было награждено Почетным дипломом Министерства транспорта РФ. В 2010 году оно заняло первое место среди организаций, подведомственных Федеральному дорожному агентству, получив хрустальный вымпел «Лучшее учреждение по организации работы с персоналом», и третье место среди учреждений Росавтодора в конкурсе за звание «Лучшая юридическая служба».
В 2011 году Управление получило следующее, уже 11-е по счету, наименование: Федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали Москва-Харьков Федерального дорожного агентства». Тогда же значительно обновился и омолодился его коллектив. Пополнение органично влилось в работу, восприняло дух и традиции Упрдора, продолжив обустройство магистрали. В 2012 году Управлением на 100% выполнены задания Росавтодора по строительству, содержанию, реконструкции, ремонту и капитальному ремонту дороги и искусственных сооружений магистрали Москва-Харьков. В частности, был реконструирован путепровод на 261-м км; мост через реку Кунач; пост на 120-м км, оборудованный весами динамического взвешивания, предотвращающий факты перегруза; построены пять надземных пешеходных переходов в Тульской, Курской, Белгородской и Орловской областях. В рамках федеральной программы по освещению дорог в населенных пунктах и на транспортных развязках, осветили более 150 км магистрали. Проверки, прошедшие в течение 2012 года, подтвердили обеспечение заданного уровня содержания автодорог на 89,6% от всей протяженности, что соответствует нормативному значению.
В 2013 году отмечались следующие даты: 155 лет дороге и 75 лет – Управлению. Началось строительство объездной дороги вокруг г. Фатежа в Курской области, реконструированы мосты через реки Песочня и Фатеж, отремонтирован путепровод через железную дорогу на трассе Калуга-Тула-Михайлов-Рязань.
В 2014 году введено 448,329 км автомобильных дорог и 2340,91 пог.м искусственных сооружений. Управление внедрило 10 видов инновационной продукции на 10 объектах строительства, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений на них. План по внедрению инноваций в 2014 году реализован на 100%.
За 2015 год было отремонтировано 234 километра подведомственных автодорог, введено в эксплуатацию 8 километров линий электроосвещения, построено два новых пешеходных перехода в населенном пункте Иншинский Тульской области и в населенном пункте Беседино Курской области. Кроме того, выполнен ремонт искусственных сооружений: 5 мостов и 12 путепроводов. Полностью реконструирован мостовой переход через реку Неполодь в Орловском районе.
В 2016 году ФКУ Упрдор Москва-Харьков привело в нормативное состояние более 262 км автодорог: М-2 «Крым», Р-132 Калуга-Тула-Михайлов-Рязань, А-142 Тросна-Калиновка, Р-298 Курск-Воронеж, Р-92 Калуга-Перемышль-Белев-Орел. Из них капитальным ремонтом было охвачено 92 километра дорог.
В Тульской области на автомобильной дороге Р-92 Калуга-Перемышль-Белев-Орел в ушедшем году завершено строительство обхода населенного пункта Крюковка. По транспортно-эксплуатационным показателям пропускная способность нового участка федеральной автодороги увеличилась до 6000 приведенных автомобилей в сутки.
Внушительный объем работ выполнен также и на искусственных сооружениях. После ремонта и капитального ремонта в Тульской и Орловской областях введены в эксплуатацию 10 путепроводов, четыре моста и девять водопропускных труб.
В целях обеспечения безопасного проезда по федеральным дорогам в четырех населенных пунктах Тульской области на трассе Р-92 Калуга-Перемышль-Белев-Орел установлено искусственное электроосвещение.
Кроме того, на пешеходных переходах, пересечениях и примыканиях автомобильных дорог Р-119 Орел-Ливны-Елец-Липецк-Тамбов, Р-92 Калуга-Перемышль-Белев-Орел, М-2 «Крым», расположенных в четырех областях, были построены 7 светофорных объектов.
В 2017 году завершен ремонт и капитальный ремонт на 193 километрах федеральных автодорог, введены в эксплуатацию мост через реку Чернь на автодороге А-142 Тросна-Калиновка в Курской области и путепровод на магистрали М-2 "Крым" в Орловской области, построен надземный пешеходный переход в п. Стрелецкое Белгородской области, а также более 28 километров линий наружного электроосвещения.
Сегодня федеральное казенное учреждение «Управление магистрали Москва-Харьков» – организация современного типа, использующая новые технологии управления дорожным хозяйством.
— Разместил/а uprdormh 13 мая 2020, 11:04, отредактировано 13 мая 2020, 11:05