Выбор региона

Выберите ваш регион из списка или найдите по поиску

подтвердить

Авторизация

Если у вас еще нет учетной записи, зарегистрируйтесь

Электронная почта

Пароль

Забыли пароль?

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, куда будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.

Электронная почта

Регистрация

Если у вас уже есть учетная запись, войдите

Фамилия

Имя

Отчество

Индекс

Почтовый адрес

Электронная почта

Пароль

Повторите пароль



XIX век – рождение шоссе Москва-Харьков

До 1817 года в России вообще не было шоссейных дорог. В июне 1843 года было обнародовано решение императора Николая I произвести изыскания и составить проект устройства шоссе от Орла до Харькова. Возглавил эту работу капитан корпуса путей сообщения Глушков. В декабре 1844 года Глушков был переведен на другой участок, на его место назначили инженер-майора барона Фиркса. К началу 1847 года стала ясна примерная стоимость работ. К примеру, расчетная цена строительства шоссе от  Орла до Курска (146 верст) составила 1 889 012 рублей 85 копеек. Для финансирования был оформлен заем в Московской сохранной казне сроком на 37 лет. Примерно половину средств  набрали за счет местных, земских сборов.  В качестве важнейших пунктов на пути из Орла в Курск появилась разметка будущей линии – вехи, колья, верстовые столбы. Полиции было приказано строго соблюдать за сохранностью этих дорожных знаков. Местное сообщество заинтересовалось выгодами, которые сулили новые пути сообщений. Отставной штаб-ротмистр Студзинский обратился в почтовый департамент страны с просьбой разрешить ему учредить и содержать вольную почту по трактату Москва-Харьков. Департамент был не против инициативы предприимчивого ротмистра. Другому штаб-ротмистру – Семенову в ноябре 1845 года дозволили «учредить дилижансы в виде тарантасов» на собственных лошадях и лошадях вольной почты на маршруте Москва-Орел-Харьков. В мае 1847 года МВД дозволило купцу Алексею Волкову завести тарантасы для перевозки пассажиров по маршруту Москва-Харьков. Уже в октябре 1847 года Сенат Российской империи издал указ об учреждении дорожного сбора на вновь открытом шоссе между Тулой и Орлом. Движение на этом участке официально открылось 1 ноября 1847 года. Соообщение  об этом повсеместно публиковалось в газетах "Губернские ведомости", чтобы обыватели отныне знали, сколько им придется платить - вводился "сбор шоссейных денег" за проезд.

9 марта 1848 года Николай I издал указ «Об устройстве шоссе между Орлом и Курском», аналогичный указ о начале работ на участке Курск-Харьков был подписан императором 7 апреля 1852 года. Местные  власти, уже зная, где пройдет новая дорога, сообщали владельцам земель о том, что весной здесь запрещается обрабатывать землю и засевать ее.

Дорога была закончена в 1858 году – открылось регулярное пассажирское движение по маршруту Москва-Харьков. Протяженность дороги составляла 739 километров, ширина земляного полотна – от 5,5 до 8 метров. Тогда же  началось сооружение телеграфной линии от Москвы через Тулу, Орел, Курск, Харьков и Полтаву до Кременчуга.

В 1907-1914 гг. были проведены работы по улучшению шоссе Москва-Харьков: земляное полотно расширено до 13,5 метра, проезжая часть – до 5,5 метра. Покрытие было щебеночным на песчаном основании глубиной от 5 до 15 сантиметров. Покрытие было щебеночным на песчаном основании глубиной от 5 до 15 сантиметров. Сделанное позволило круглогодично осуществлять перевозки грузов гужевым и автомобильным транспортом, что сыграло решающую роль во время событий Первой мировой и Гражданской войн. Десятки тысяч верст дорог и тысячи мостов и мостиков в годы Гражданской войны были отремонтиролваны силами не только специалистов и рабочих-дорожников, но  и всего населения. Поначалу метод  трудовой повинности применялся редко и не везде, но со второй половины 1919 г. он стал широко распространенным - государство пыталось совладать с возраставшими потребностями в транспортировке грузов, в том числе продовольственных, и топливным кризисом, столь ощутимо проявившимся на рубеже 1919-1920 гг.

— Разместил/а uprdormh , 13 мая 2020, 10:51 , отредактировано 13 мая 2020, 10:51